"Я крайне скрытный человек и не люблю обсуждать личные вопросы в интервью или в общении с поклонниками."
Цитата группы
Микаэль Станне: "Мы хотели расширить звучание. Не просто свалить в одну кучу все ингредиенты, а шагнуть немного дальше" (2007)
Название Dark Tranquillity вот уже более 15 лет является эталоном шведского мелодичного дэт-метала. Другие яркие представители этого стиля или вымерли, или, в лучшем случае, переключились на более модный сегодня металкор, а наши герои продолжают оставаться верными своим основам. Картина не меняется и с выходом нового, восьмого по счёту, альбома Dark Tranquillity Fiction, который нельзя назвать ни шагом влево, ни шагом вправо - скорее, это прыжок на месте, к которому даже попытку к бегству приписать сложно. О верности идеям и стилю мы общались с вокалистом группы - Микаелем Станне.
- Название нового альбома Dark Tranquillity можно перевести как Выдумка. Как ты считаешь, много нового было изобретено вами в этот раз?
Мы хотели расширить звучание. Не просто свалить в одну кучу все ингредиенты, а шагнуть немного дальше. Название альбома как раз и отражает стремление сделать нашу жизнь немного интересней, придумать что-то новое.
- Я давно подметил - при релизе нового альбома вы всегда старательно избегаете сравнении со своими предыдущими работами, хотя в пресс-релизах постоянно упоминаются и The Gallery, и The Minds I. Почему?
Не знаю, лейбл всегда сравнивает наши новые работы с классическими. Наверное, это потому, что слушателям нужен ориентир, чтобы понять, как звучит новый альбом. И кто-то считает, что он больше похож на The Gallery, а другой считает, что на Skydancer. Не нам решать, кто из них прав больше, поэтому мы стараемся избегать ответов на подобные вопросы.
- А когда вы были новичками на сцене, и ваши первые альбомы можно было сравнить только с работами других групп, что это были за группы?
Не помню. Честно, не помню. Когда мы начали играть, на нас оказывали влияние дэт и трэш-металлические коллективы, такие как Kreator, Morbid Angel, Decide, Destruction, а когда мы записали первый альбом, наверное, нас сравнивали с ранними Sentenced или чем-нибудь в этом же духе.
- Приснопамятных In Flames, чье имя постоянно всплывает, когда речь заходит о Dark Tranquillity, многие ругают за отход от корней - ведь, по сути, сегодня это немного другая группа. Вы же не только остаётесь основоположниками гётеборгского дэт-метала, но и продолжаете придерживаться своих основ...
Мы придерживаемся той музыки, которую любим. Мы были мальчишками, когда основали группу, но сегодня, как и тогда, получаем кайф от сочинения новых песен и работы друг с другом. Нами движут те же самые мотивы, главным из которых является желание исполнять по-настоящему агрессивную мелодичную музыку. Мы никогда не боялись, что люди о нас подумают не так, и не пытались намеренно представить свою музыку в коммерчески выгодном свете, потому что всегда писали песни, в первую очередь, для себя.
- Как при таком подходе избежать самоповторения?
Да, это самый страшный враг. Но в то же время именно поэтому интересно писать новые песни. Каждый раз перед тем, как приступить к работе над очередным альбомом, мы думаем, в каком направлении пойти. И если чувствуем, что повторяемся с новой песней, то отбрасываем её и начинаем всё сначала.
- С чего вдруг на Fiction ты снова использовал чистый вокал?
Это получилось естественным образом. В каждой песне я пробовал петь по-своему, но когда мы добрались до Misery’s Crown, я подумал, что в ней надо сделать что-нибудь совершенно другое. Я попробовал использовать чистый вокал, и он идеально вписался. Всё, что звучит естественно - естественно! Это не было запланировано, этого требовала песня.
- В прошлый раз ты объяснял отсутствие чистого вокала на Character агрессивностью музыки альбома. Получается Fiction - альбом менее агрессивный?
Разумеется, некоторые песни не такие агрессивные, а некоторые - это самое злое, что мы когда-либо писали! Все композиции Fiction разные, и мне это в новом альбоме очень нравится. Он не звучит как одна вновь и вновь повторяющаяся песня.
- Насчёт женского вокала ещё пару лет назад ты говорил, что вы перестали его использовать, как только это стало модно. Но что мы слышим на The Mundane And The Magic?!
В этом случае всё тоже было естественно. Когда мы работали над The Mundane And The Magic, я понял, что песне требуется больше, чем один мой вокал. Мы решили пригласить кого-нибудь со стороны для записи вокала, и это сработало. Дело не в моде, а в том, что женский вокал вписался в эту композицию. Нелл из Theatre Of Tragedy очень сильно нам помогла. Но если честно мне не нравится, что сегодня в металле так много поющих женщин. Правда, я любитель тяжелой музыки с мужским вокалом.
- С Fiction, насколько я понимаю, вы впервые за долгое время сделали отход от формулы Fredman Studio-Нордстром?
Да, мы пользовались услугами Fredman Studio долгое время. У студии очень удобное расположение, она, как говорится, находится под боком, и Фредрик Нордстром всегда проделывал отличную работу для наших альбомов. Но он никогда не был нашим продюсером в привычном понимании этого слова. Мы всегда записывали песни сами, а потом передавали материал Фредрику для сведения. В этот раз нам захотелось поработать с кем-нибудь ещё. Мы записали песни в собственной студии и переслали их Тью Мэдсену (The Haunted, Mnemic). А Тью выполнил свою работу на пять - мы никогда не звучали настолько круто.
- Dark Tranquillity считаются одними из тех, кто стоял у истоков звучания, получившего название
гётеборгекмй дэт-метал. А кто из музы сегодня по-прежнему живёт в Гётеборге?
Все мы по-прежнему живём в Гётеборге. Здесь наша репетиционная база, наша студия. Я никогда не перееду жить в другой город! Хотя Гётеборг больше напоминает огромную гавань, коей и является. Живёт здесь порядка 80 тысяч человек, и этой второй по величине город Швеции, но при этом всё равно небольшой. На то, чтобы пройти через весь город, нужен всего час. Например, я живу на окраине Гётеборга, но мне нужно всего 20 минут времени, чтобы добраться до центра пешком.
- Это всегда прекрасно, когда можно обойтись без такси!
Точно (смеётся). Мне самому не нужна машина под рукой.
- Ещё я давно хотел спросить насчёт названия группы двойное L в слове tranquillity для многих становится камнем преткновения - ведь спокойствие, порядок по-английски обычно пишется с одной L, а в назван группы их две.
Это для того, чтобы как-то соригинальничать! Во времена, когда была образована группа, мы увлекались английской литературой, но не хотели использовать правильное написание tranquility. Мы взяли американскую версию написания этого слова, чтобы все задавались вопросом, а почему в нём две буквы L. Люди часто путаются и пишут название труппы неправильно, но я давно перестал обращать на это внимание (смеётся).
- Название альбома Fiction также можно привязать к книгам, потому что одно из значений этого слова -произведение художественной литературы. Удается ли тебе выкраивать время на чтение, что ты любишь читать?
Да, я люблю читать и мечтаю, чтобы у меня на это было больше времени. Но особо много времени нет (смеётся). Например, я так вымотался за последние месяцы, что засыпаю за книгой (смеётся). А читаю всё, начиная журналами и заканчивая высокой поэзией.
- Одними из самых популярных детских книг, написанных в Швеции, у нас в стране являются истории про Карлсона. Какой популярностью они пользуются непосредственно в Швеции?
Отличные книги! Недавно у нас по телевизору показали одноимённый сериал. Я жду, не дождусь, когда моя дочь дорастёт до книг Астрид Линдгрен. Хотя Карлсон не такой уж добрый малый. Помнишь, какие ужасные вещи он вытворял? Раньше я по-другому воспринимал эти книги…
- Клавишник группы Мартин с некоторых пор пишет в шведский журнал Poker. Насколько в Dark Tranquillity сильно увлечение этой игрой?
В группе покером увлечены только двое - оба Мартина - клавишник и бас-гитарист. В турне они постоянно режутся в покер. Также у них есть клуб в Гётеборге, где они собираются каждую пятницу, чтобы опустошить карманы друг друга. Туда даже приезжают игроки из соседних городков. Но Мартин-клавишник очень сильно увлекается покером и, как ты верно заметил у него своя колонка в тематическом журнале. Я, например, совершенно не азартный человек, но и то с удовольствием читаю его статьи.
- Почему Dark Tranquillity никак не доедут до России?
Не знаю, очень странная ситуация. Мы постоянно получаем предложения от ваших промоутеров, но эго ничем не заканчивается. Или наш менеджмент считает, что эти предложения несерьёзные или ещё что то. Но нам по-настоящему обидно. Наш клавишник был России два или три раза вместе с Tiamat, и по его рассказам мы знаем, насколько у вас здорово. Надеюсь, в этом году что-нибудь получится.
Алексей KIDd Кузовлев, Dark City, 2007