"Главной целью для нас, естественно, всегда является создание следующей пластинки еще лучше."
Цитата группы
Никлас Сандин: «Мы – обычные стареющие фрики» (2009)
Сегодняшний рассказ не только и не столько об уникальной шведской группе Dark Tranquillity, одной из главных гетеборгских святынь мелодичного дэт-метала. Безусловно, можно долго полировать восторгами восемь икон экстремальной музыки – от Skydancer 1993 года до Fiction 2007-го, сквозь фантастически культовый The Mind’s I (1997), революционный Projector (1999) и эмоционально-перфектные Haven (2000) и Damage Done (2002). Но я, пожалуй, слишком трепетно отношусь к этой музыке, чтобы раскладывать ее по полочкам истории своими журналистскими лапками.
В центре нашего внимания – Никлас Сандин. Один из основателей и мастермайнд Dark Tranquillity, гитарный гений. С другой стороны таланта – художник и дизайнер, хозяин арт-агентства Cabin Fever Media. Более 150 буклетов и обложек метал-релизов созданы именно его стараниями: в этом списке и, понятное дело, работы собственной группы, и альбомы Arch Enemy, In Flames, Green Carnation, Charon, Arise, Ajattara, Autumnblaze, Callenish Circle, Entwine, Eternal Tears Of Sorrow и многих других. А метал-музыканты, в свою очередь, с радостью заимствуют образы, созданные Сандином, для татуировок на различных частях своих экстремальных тел.
Ну и последнее, что вам, пожалуй, стоит узнать, приступая к интервью с Никласом. Родился этот неординарный мужчина 13 августа 1974 года, помимо Dark Tranquillity играет в Laethora. Чрезвычайно дружелюбен и мил в общении, с удовольствием общается с прессой и фэнами. В общем, тот вариант, когда в человеке все прекрасно: и талант, и внешность, и характер…
В течение двадцати лет саунд Dark Tranquillity менялся неоднократно, варьировался от альбома к альбому. Не чувствуете ли вы сейчас себя несколько… ммм… странно, играя вживую песни, которые для вас давно неактуальны? Между Skydancer и Fiction – пропасть…
Может быть, но мы не отказываемся от своих старых работ. Не хотим оставлять их где-то в прошлом: это такая же живая часть Dark Tranquillity, как и последние, более актуальные релизы. И именно концерты не позволяют нам и фэнам группы забыть, с чего все начиналось. На живых выступлениях важно показать команду, что называется, в полный рост – чтобы ни одна из граней ее творчества не осталась неосвещенной. Играя только новые песни, мы бы представили группу очень ограниченно, с одной стороны. А суть Dark Tranquillity, напротив, в вариативности, в движении: мы меняемся, и историческая перспектива на живых выступлениях отражает это как нельзя лучше.
Ты все так же продолжаешь трудиться над буклетами и обложками метал-альбомов?
Да, это для меня ежедневная работа – в те дни, когда мы не катаемся в турне. Я уже нарисовал массу обложек для самых разных команд – и, к слову, ничего сложного в этом нет. Все делается легко и быстро.
Ты бы согласился разрабатывать дизайн для команды, музыку которой просто-таки ненавидишь?
Хороший вопрос. (Улыбается.) Ну… на самом деле, мне не обязательно восхищаться релизами, которые я оформляю. Конечно, приятно работать над обложками дисков своих друзей или просто любимых коллективов, но и во всех остальных случаях проблем не возникает. Мне достаточно легко понять, что нужно той или иной команде, и придумать уникальную идею для хорошей обложки. Вне зависимости от стиля и моего личного отношения. Более того: иногда поступают заказы от лейблов на разработку дизайна (логотипа, обложки, буклета и т.п.) для групп, которые я вообще никогда не слышал. Но если мне вдруг подсунут самый ужасный релиз на свете самой бездарной группы во Вселенной, я откажусь от работы!.. (Смеется.)
А что ты обычно требуешь на начальном этапе: общие пожелания, лирику, артворк предыдущих релизов… или достаточно названия альбома?
По-разному бывает. Я исхожу из того, что имеется. Часто группы приходят с уже готовыми набросками, общей концепцией оформления, которую они придумали сами. В таком случае моя роль чисто техническая: превратить задумку в красивую картинку. Конечно, если идея мне не нравится, кажется банальной или убогой, предлагаю парням другие варианты – как все это можно изменить или улучшить. Но, конечно, случается работать, исходя из минимального материала, когда нет ничего кроме названия альбома. Музыканты не имеют понятия, что именно им нужно, – и вот такой вариант мне нравится больше всего. Никаких ограничений для креатива – и я с радостью отрываюсь по полной!..
Сколько, если не секрет, стоит возможность заполучить в буклет твое имя в качестве дизайнера?
Ммм… в принципе, не секрет, но я бы не хотел говорить об этом в журнале: дело касается личных, внутренних отношений с лейблами и музыкантами. Внутренняя кухня. Могу лишь сказать, что я не самый дешевый дизайнер – можно найти гораздо более бюджетные варианты оформления. Но… что ж… Я просто не могу позволить себе работать по низким расценкам – это все-таки основная работа, а не домашнее хобби от нечего делать. Нужно оплачивать аренду офиса, что-то при этом зарабатывать и, конечно, платить налоги – а в Швеции они высоки как нигде в мире. На налоги уходит почти половина заработков.Ну а если кто-то хочет поработать со мной, просто пришлите запрос по электронной почте – обсудим условия и договоримся.
Есть некоторое сходство между твоими работами и тем, что делает Трэвис Смит. Не находишь?
Ну что ж, мы занимаемся примерно тем же, с теми же требованиями. Сходство, вероятно, есть и в самом подходе: взять несколько разных, изначально не связанных между собой образов и создать из них цельную картину.
Работа над оформлением какого релиза запомнилась больше всего?
Вероятно, над DVD Arch Enemy Tyrants Of The Rising Sun. Это был по-настоящему грандиозный проект – с невероятным количеством упаковочных форматов и таким количеством страниц в буклете, что… я даже не возьмусь подсчитать! Получилось, на мой взгляд, очень красочно – советую посмотреть и оценить. Ну и параллельно я занимался обработкой одного из изображений, созданных для альбома Rise Of The Tyrant, для новой кастомной гитары Майка Эмотта. Тоже кусок занимательной работы.
Вручную рисуешь?
Да, когда есть возможность. Хотя для работы это не нужно: лейблы и метал-группы предпочитают современный, технократический дизайн, нежели графические работы от руки. Но я с удовольствием пишу картины. Нравится прорабатывать детали, создавать картину постепенно, шаг за шагом, кусочек за кусочком.
И где хранишь свои работы? Дома на стены вешаешь?
Нет, дома ничего не развешиваю. Храню свое графическое наследие на чердаке.
Еще, насколько мне известно, ты занимался созданием мультфильмов. В будущем собираешься работать в этом направлении?
О да, очень хотел бы. Это чрезвычайно увлекательно. Создавая мультфильмы, я получаю возможность воплотить свои самые дикие идеи – в том числе и те, которые не могут быть использованы в работе над обложками метал-релизов. Вообще, идей и желаний у меня невероятно много, креатив разного рода рождается непрерывно – нет только времени все воплощать.
Анимация – это сфера бесконечного полета фантазии. Я могу и хочу сделать очень многое: отдельные истории, серии мультфильмов. Безумно нравится уникальное сочетание образов и слов, которое не может быть воплощено, скажем, в кинофильмах или других формах искусства. Конечно, в представлении многих людей мультфильмы и комиксы – это забавы для детей, но это не так.
С чего началось увлечение визуальными видами искусства?
С чего и когда, не помню – но очень давно. Гораздо раньше, чем я научился играть на гитаре и вообще заинтересовался музыкой. С детства был компьютерным фанатом – особенно в том, что касалось обработки фотографий в Photoshop. Затем увлекся веб-дизайном, профессионально работал на этом поприще несколько лет. А после того, как вышел альбом Projector с обложкой моего авторства, начали поступать многочисленные предложения от групп и лейблов – не хочешь ли, мол, заняться халтуркой?.. К тому моменту работа «на дядю» мне порядком поднадоела, и я решил заниматься дизайном самостоятельно. Так появилась компания Cabin Fever Media. Конечно, трудновато управляться со всем сразу, но что ж… я трудоголик, поэтому чувствую себя неплохо. Занимаюсь любимой работой себе на пользу.
Твое образование коснулось самых разных областей: искусство, веб-дизайн, экономика, литература и психология. Если с первыми в списке все понятно, то к последнему есть вопрос: доводилось ли работать по специальности, психологом?
Это был просто учебный курс, длившийся несколько лет. Чистая теория. Конечно, учился с удовольствием: психология тесно связана с повседневной жизнью, она находит отражение в каждом маленьком поступке. Но практической пользы это обучение мне не принесло. Оказывать влияние на людей и заниматься психоанализом не умею. А жаль.
Есть ли в твоей нынешней жизни что-то реально напрягающее, неприятное?
Ммм… вроде, все в порядке. Конечно, всегда есть мелочи, которые раздражают, но… на то они и мелочи, чтобы не обращать внимания. Или посмотреть на вещи с иного ракурса. Например, после выхода каждого альбома мы с головой погружаемся в промо-кампанию: презентации, концерты и, конечно, многочисленные интервью. Сидишь и говоришь одно и то же о новом альбоме – 20-25 журналистов за день! Конечно, в итоге это начинает раздражать, устаешь – но, с другой стороны, приятно, что людям интересна наша работа. И что о ней узнают сотни читателей по всему миру.
Уф, я рада, что ваш последний на сегодняшний день альбом Fiction вышел два года назад, и нет нужды его обсуждать!.. Поэтому продолжим в такой ненавязчиво персональной манере. Часто ли случается, что фэны группы (а общаешься ты с ними, насколько я заметила, активно) воспринимают тебя неадекватно?
Не знаю, вряд ли. Я крайне скрытный человек и не люблю обсуждать личные вопросы в интервью или в общении с поклонниками. Поэтому во мне трудно ошибаться – окружающие просто мало знают. Единственное, заметил, что многие молодые люди воспринимают метал-музыкантов вообще как-то… однобоко, что ли. Они считают, что мы «валим крутое музло» (я цитирую высказывания) и, вероятно, являемся «крутыми отвязными пацанами», которые громят гостиницы и сводят с ума всех окружающих. Это, конечно, неправда. Мы – обычные стареющие фрики с обычными бытовыми проблемами.
Какое время суток находишь наиболее продуктивным?
Наверное, утро, когда мозг свеж, а тело полнится энергией. Вообще, для меня крайне важен четкий распорядок дня: встать пораньше, добраться до офиса, сделать работу, вернуться домой в определенное время… ну и, может, поработать еще немного. Но не до ночи – иначе не высплюсь, и весь следующий день пойдет насмарку. Четкое расписание позволяет меньше утомляться даже при наличии большого количества работы: ты как механизм, работающий ровно и без сбоев.
Какие сайты (помимо собственных) посещаешь ежедневно?
Боюсь, ничего увлекательного. Ничего, связанного с музыкой или искусством. Каждый день я читаю разве что шведские онлайн-газеты, чтобы быть в курсе происходящего в мире. Ежедневная порция актуальной информации.
Нашла в творческой биографии любопытный момент: ты когда-то играл в группе HammerFall…
Да, на заре деятельности коллектива, в течение трех-четырех лет я играл на гитаре, а Майкл Штанне пел. Но это было несерьезно, на уровне хобби, к которому возвращаешься время от времени. Мы собирались на репетиции раз в год – и после этого выступали на локальном музыкальном конкурсе, который проводился в декабре каждого года. Конечно, не самое перспективное решение: в то время никто не играл пауэр-метал. Суровое время расцвета металла в Швеции требовало суровой музыки – дэта или блэка. А мы всякий раз выходили с мелодичными, легко ложащимся на слух пауэр-мелодиями, запоминающимися пафосными припевами и многочисленными соло-партиями – и, конечно, быстро попали в список главных сопляков, позеров и слабаков на свете. (Смеется.) Впрочем, повторюсь, мы не собирались посвятить этой группе всю жизнь – даже не пытались найти выпускающий лейбл или что-то вроде того. А потом и вовсе забили. Зато после того, как мы с Майклом ушли, HammerFall стал куда более серьезным коллективом. И я, в общем-то, очень рад за этих парней, за то, что они добились мирового признания. Оскар (гитарист – прим. авт.) - металлист до мозга костей, он готов сделать все ради своей команды. И хотя подобная музыка мне давно не нравится, «молоткам» искренний респект за старание и целеустремленность.
А каковы твои лучшие и худшие качества характера?
Ну, вряд ли это относится к характеру, но по своей природе я трудоголик. Это и хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, это дает возможность максимального самовыражения; с другой, я часто забываю о том, что надо иногда и отдыхать. А подорванное здоровье потом не вернешь.
Твоя любимая цитата?
«Попытка – это первый шаг к неудаче». Хомер Симпсон. Почему-то она мне нравится…
Интересные факты:
- Никлас Сандин писал лирику для первых релизов Dark Tranquillity, а также для альбома In Flames The Jester Race. Далее вокалист «флэймсов» Андерс Фриден (к слову, певший на Skydancer) стал писать тексты песен самостоятельно, но… на шведском. А дружище и бывший коллега Никлас переводил его труды на инглиш, пока филологические познания Андерса не достигли приемлемого уровня.
- В недавно выпущенной книге Джоэла МакАйвера «The 100 greatest metal guitarists» Никлас Сандин находится на 63 позиции. «Приятно, что ж, – прокомментировал эту новость маэстро, – тем более, что я никогда не был типичным гитаристом жанра, выдающим замороченные партии со световой скоростью. С начала существования Dark Tranquillity мы делали акцент на креативности аранжировок, максимально точном воплощении того, что рождается в наших сердцах. То есть это скорей интуитивный подход, нежели зацикленность на технике. И я могу со всей откровенностью сказать: никто из нас не является виртуозным музыкантом».
(Niklas Sundin, интервью сделано для журнала «1ROCK», лето 2009)