"Мои вкусы простираются от классической музыки до коммерческой попсы."
Цитата группы
Никлас Сундин: " Я рисовал как одержимый с детства: я рисовал, стоило в мои руки попасть любому клочку бумаги и карандашу" (2002)
Обрати свои взоры в сторону шведского города Гётеборга, где солнечный рисуя свет живет художник и поэт... Итак. Никпас Сундин (13/08/1974) действительно и поэт, и художник, и музыкант - гитарист Dark Tranquillity... Оставим пока в стороне Dark Tranquillity. Как поэт он - соавтор текстов многих альбомов In Flames, а за его художества ему давно уже положен на родине титул заслуженный! Ведь он оформлял альбомы групп Sentenced, Autumnblaze, Eternal Tears оf Sorrow. ...and Oceans. Green Carnation, Arch Enemy, Obituary, Tactile Gemma. Gardenian. Witchery...
- Можно ли сказать, что художник - это твоя профессия?
Да, я работаю художником-оформителем. Я рисовал как одержимый с детства: я рисовал, стоило в мои руки попасть любому клочку бумаги и карандашу. Я начинал работать традиционными способами, но в последние годы экспериментировал и внёс в свои работы цифровые технологии. После окончания школы с экономическим уклоном, я года четыре изучал психологию, литературу и искусство в Гётеборгском университете. Затем продолжил обучения в студиях веб-дизайна и мультимедиа в ITC , что заняло ещё два года, а потом я стал работать на этом поприще. С лета 1999 года я работаю как свободный художник... Я имел честь оформлять множество интересных проектов, включая более 60 обложек - некоторые из этих альбомов разошлись тиражом свыше 100.000 экземпляров.
- Впрочем, о твоих работах можно всё узнать на сайте твоего арт-проекта - www.cabinlevermedla.com. Но сегодня не об этом. Нам бы узнать что-нибудь о последнем альбоме Dark Tranquillity Damage Done. Можно, впрочем, начать и с обложки - ведь ты её делал. Чего же ты там наваял?
Трактовать образ можно как угодно. Я хотел поточнее отразить так природу творчества Dark Tranquillity. Это жёсткий и прямой образ с небольшими полутонами и неким скрытым смыслом - такой же, как и наша музыка.
- Название Damage Done (Вред нанесён) - о каком вреде идёт речь?
Мы оставляем это решать слушателю, так, по-моему, интереснее. Мы даём вам ключи, а вы уж сами решайте, куда их вставлять. Не думаю вообще, что группа или музыкант должны объяснять каждую деталь своей работы... Могу только сказать, что лирика куда более жесткая, агонизирующая в этот раз. Тексты наших предыдущих двух-трёх альбомов были рефлексивные, интравертные, а на Damage Done они более ударные и интенсивные, так же, как и музыка. Тексты, кстати, писал наш вокалист Микаель Станне.
Теперь, когда мы всех так заинтриговали, взглянем в лицо некоторым фактам. Damage Done - шестой полноформатный альбом группы за 13 лег существования. Некий прорыв к успеху шведы совершили, подписав контракт с Century Media и выпустив альбом Projector (1999), который номинировался на получение шведского аналога Грэмми. Достаточно успешный Haven (2000) дал лейблу основания переиздать в США дебютный Skydancer (1993). А впервые представленный прессе 9 мая этого года Damage Done вогнал всех в состояние эйфории. 7 из 7 пунктов в немецком журнале Hammer, там же - альбом месяца. Второе место в саундчеке германского Rock Hard. И это - только самая первая реакция.
- А может, это всё от того, что журналистам выкатили во время прослушивания более двухсот литров пива? Или ты сам тоже считаешь этот альбом лучшим в дискографии?
Я лично так не думаю. Я просто не слушаю нашу музыку с такой точки зрения. В каждом альбоме есть что-то хорошее, и что-то плохое, и для меня невозможно как-то рассортировать их и выбрать один лучший. Когда альбом записан, я больше его почти не слушаю - это остаётся в прошлом.
- Прошлый диск звучал достаточно, индустриально, что ли. Вы снова сделали упор на электронику?
Кроме клавишных партий электроники совсем немного. Один или два барабанных сэмпла на альбоме есть, но они совсем не доминируют. Хотя в целом альбом записан цифровым методом.
- Записан где?
Мы использовали Studio Fredman здесь, в Гётеборге - тут же мы писали с Фредриком Нордстромом и предыдущий диск. Владельцы постоянно обновляют здешнее оборудование и перестраивают возможности, так что каждый раз всё звучит свежо, по-новому. Звук просто великолепный*.
- Звук - звуком, но на что теперь похожа ваша музыка?
Это не наш удел - описывать и классифицировать свою музыку. Мы просто играем музыку так, как чувствуем и никогда не имеем планов превратить её во что-то определённое. Мне бы хотелось верить, что мы нашли собственный стиль, но нас обычно называют melodic death metal - вот как. Я же лично не думаю, что мы каким-то боком играем дэт!
- Что поделать, собака лает - ветер носит. Молва навсегда сделала вас отцами гётеборгского саунда, думаю, это всё же не так далеко от правды. Это же относится и к вашим землякам In Flames. Как вы, кстати, относитесь друг к другу, никакого соперничества нет?
Нет. Мы знаем друг друга давным-давно и у нас прекрасные отношения. Они хорошо делают то, что делают, но наша музыка на современном этапе совершенно не похожа на ихнюю. Так что увидишь - все попытки таких сравнений скоро прекратятся.
- Но если вы не хотите утереть нос In Flames, то какова же конечная цель вашего творчества?
(Зная о том, что мой собеседник неплохо рисует и даже оформляет обложки дисков, я волей-неволей вспомнил историческую фразу Остапа Бендера из кинофильма Двенадцать стульев: Киса! Я давно хотел Вас спросить как художник художника: Вы рисовать умеете? Однако ирония тут мало уместна. Всё оказалось очень серьёзно...)
У нас нет никакой конечной цели. Прежде всего, мы делаем музыку для себя, без всяких амбиций изменить мир или научить кого-то жить. Это самодостаточная музыка, сфокусированная на нашей творческой активности, она не содержит каких-либо социальных, политических и прочих посланий.
- То есть вы творите для себя, не на продажу, и вам наплевать. к примеру, на пиратство?
Как я понимаю, финансовая ситуация не позволяет фэнам в некоторых странах покупать дорогостоящий импорт. Мне не нравится только то, что люди, изготавливающие и продающие такие диски, зарабатывают деньги на том, что им по праву не принадлежит. Как музыкант, я всё равно почти ничего не имею с продаж альбома, но некоторым группам и эти крохи важны, чтобы выжить. Так что пиратство не очень хорошая штука в этом смысле.
- Надо полагать, вы не считаете себя частью андеграунда?
Вроде того... Мы были чем-то вроде фанатичных торговцев кассетами в конце 80-х и я проводил многие часы каждую неделю, сочиняя и рассылая письма, рекламируя нашу группу и только в те давние времена я чувствовал себя частью андеграунда. Групп в андеграунде и сейчас много, жаль только, что предложить нечто интересное могут лишь единицы. С другой стороны, немало интересных и перспективных команд не находят в себе сил и времени создать штук девять демо-записей, в надежде что десятая достигнет цели. Кстати, когда я рассылал кассеты, то у меня была пара корреспондентов в России. И мы знаем, что у нас теперь куча поклонников в вашей стране, это не может не радовать.
- А какие русские группы ты знаешь?
Ну вот, группа Symphony Of Darkness записала кавер нашей песни Lethe с The Gallery. Но это все мои знания о русских группах, я боюсь.
- Недавно в России побывал ваш клавишник. Мартин Брендстром. Он приезжал к нам в составе Tiamat. Да и с Lucytire он активно выступает. У всех групп напряженные гастрольные графики, не придётся ли ему однажды сделать выбор?
Это не совсем верно. Ни у Dark Tranquillity, ни у Tiamat вовсе не напряженные концертные графики. Обычно мы делаем один тур в поддержку каждого альбома недель на пять-шесть, выступаем на нескольких фестивалях; да и Tiamat проводят на трассе не больше времени, так что нет проблем, В любом случае Dark Tranquillity - его приоритет, да и маловероятно, чтобы наши гастрольные графики пересеклись.
- И всё же вы дали уже более 170 концертов. Это, по-моему, довольно много для металлической группы из Швеции. Какие выступления ты можешь отметить как лучшие, а какие - наоборот?
Довольно трудно выделить какой-то один лучший концерт. Ну, играть перед двадцатитысячной аудиторией с Iron Maiden на итальянском фестивале Gods Of Metal в прошлом году - это была фантастика. С другой стороны, у нас было несколько катастрофических концертов в начале карьеры, всё было связано с поломками оборудования или отвратительными условиями выступлений. Когда мы ездим в турне, все это случается почти регулярно, и иногда концерты просто разочаровывают. Но должен сказать, последние два года нам как-то везло, и ничего такого ужасного не было.
- А что за лажа была с концертом в Стамбуле? Это был довольно причудливый концерт, хотя и успешный.
Всё шло кувырком, особенно с того момента, когда наш ударник сломал руку в результате несчастного случая всего за 3 или 4 дня до выступления. Робин из Lelay проделал титаническую работу, выучил 10 наших песен за несколько дней, ну и публика всё поняла и поддержала нас.
- И последний вопрос про последний концерт - где бы вы хотели дать его?
Опасный вопрос, ха-ха! Пирамиды, я полагаю, уже заняты (да уж... - прим. Srgn), так что как насчёт концерта на Луне?
Юра Хирург, Dark City 2002